Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЗАЗ-965
ЗАЗ-965 на викискладе
Общие данныеПроизводитель: ЗАЗ
Года пр-ва: 1960 — 1969
Другое имя: прототип - Москвич-444
Дизайн-Тип кузова: 2‑дв. седан (4‑мест.)
Компоновка: заднемоторная, заднеприводная
КПП: механическая
Двигатели
МеМЗ-965В
МеМЗ-966А/966А
Характеристики
РазмерыДлина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм
Клиренс: 175 мм
Колёсная база: 2023 мм
Колея задняя: 1160 мм
Колея передняя: 1144 мм
Скоростные характеристикиМакс. скорость: 90 км/ч
На рынкеПредшественник
Предшественник
Москвич-400 Преемник
Преемник
ЗАЗ-966
Похожие: Fiat 600
Другое
Масса:
пустой - 610 кг;
снаряженный - 665 кг;
с полной нагрузкой - 965 кг
Расход топлива: 6 л на 100 км
Объём бака: 30 л
ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль. Выпускался с 1960 по 1964 год с двигателем объёмом 0,7 литра. Модификация ЗАЗ-965А - с 1962 до 1969 года с двигателем 0,9 литра.Содержание [убрать]
История создания
После снятия с производства «Москвича-400», в типаже советских «легковушек» освободилось место лёгкой, недорогой машины на четырёх человек, так как следующая модель МЗМА была ощутимо крупнее, мощнее и вместительнее своего предшественника[1]. Между тем, потребность в таком автомобиле оставалась. Об этом говорили и многочисленные письма от населения с просьбами освоить в производстве простой и дешёвый легковой автомобиль, адресованные автомобильным и мотоциклетным заводам.
Классическая компоновка для машины такого размера и массы была нерациональна, так как ограничивала полезное пространство салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля из-за наличия карданного вала. От переднего привода создатели автомобиля отказались сразу, так как он не обеспечивал необходимой для отечественных условий эксплуатации проходимости и долговечности, был непривычен для производственников и автомобилистов. Большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы на основе заднемоторной компоновки, именно на ней и было решено остановиться.
Созданию «Запорожца» предшествовала разработка целого ряда прототипов, разработка и постройка которых дали возможность определиться с требованиями к автомобилю этого класса, отработать отдельные элементы конструкции и дизайна[2]. Например, в 1955 году был построен опытный экземпляр очень самобытной «Белки» НАМИ-050 вагонной компоновки (дизайнер Юрий Долматовский), имевшей длину чуть более 3,3 метра, заднее расположение силового агрегата, достаточно просторный салон и переднюю часть кузова, откидывающуюся вперёд-вниз для посадки на передние сидения. Существовал и «сельский» вариант с упрощённым кузовом (дизайнер Эдуард Молчанов), а также целый ряд иных прототипов.
Fiat 600 — прототип ЗАЗ-965.
Задняя стенка кузова «Фиата» была покатой, без «горба».
ЗАЗ-965А
Однако, как и остальные прототипы, «Белка» была ещё «сырой», и имела целый ряд неустранимых недостатков — в первую очередь проблемы с герметичностью салона из-за откидного передка кузова, а также слабый и недолговечный мотоциклетный двигатель[3], и так и не была доведена до серийного производства. Впоследствии за образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший»[1] автомобиль FIAT 600 итальянского производства[1] с более традиционными дизайном и компоновкой.
Первые образцы получили обозначение Москвич-444 и уже значительно отличались от итальянского прототипа[1]. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560»[1].
Для выпуска автомобиля решили рекоструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье, ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники, а также — завод лёгких дизелей в Мелитополе[1]. Сам автомобиль cпроектировали совместно АЗЛК и несколько автомобильных институтов, включая НАМИ и МАМИ[1].